Заметки о XXIV Московском Кинофестивале

Обзор некоторых фильмов от Доброго Кинокритика

В Москве прошел XXIV  ММКФ, любители кино не остались в стороне от этого события, а среди них и Самый Добрый Кинокритик Михаил Алексеевский, который тоже ходил на некоторые кинопоказы. Естественно, ему не по силам рассказать обо всех фильмах, но о некоторых  интересных прочитать можно здесь.
 

Самые интересные фильмы Кинофестиваля


Вторник, 25 июня
Дом Кино - "Мир призраков" Терри Звигофа  (19:00)

Среда, 26 июня
Дом кино - "Раскаленная суббота" Александра Митты (15:20)
Иллюзион - "Татуированный киллер" (13:00)
ЦДЛ - "Экстремальная любовь" Марии Мартинелли (22:30)

Четверг, 27 июня
Дом кино - "Кукушка" Александра Рогожкина (15:10)
Музей кино - "Убитые молнией" Евгения Юфита (21:00)

Пятница, 28 июня
Дом кино - "Смеситель" (11:00)
Дом кино - "Антикиллер" Егора Кончаловского (13:00)
Дом кино - "Узкий пролив" Катрин Брейа (19:00)
Музей кино - "Porn.com" (19:30)
Музей кино - "Темные воды" Хидео Наката (21:00)

Суббота, 29 июня
Музей кино - "Все о моем отце" Эвена Бенестада (17:00)
Музей кино - "Тайное голосование" (21:00)
ЦДЛ - "Как рыбки в воде" Ягути Синобу (22:30)

Воскресенье, 30 июня
Дом кино - "Одиночество крови" (11:00)
Музей кино - "Человек без прошлого" А.Каурисмяки
Ударник - "Отель" Майка Фиггиса (15:30)
Ударник - "Авалон" Мамору Осии (20:30)
 

Примечания: Я сознательно выбирал фильмы и сеансы, куда более-менее реально купить билет. В самых раскрученных фестивальных местах (Ролан, Пушкинский) билеты по 200-300 рублей, и все равно на интересные фильмы их достать нереально. Я делал ставку на демократичный Музей Кино, на мало известный широкой публике Дом Кино и на "Ударник", который большой. В любом случае, билеты советую покупать заранее. Можете связаться со мной, может, помогу советом. Подчеркиванием выделены самые важные фильмы.
 
 

Вторник, 25 июня 2002 года

    Утро: Только сегодня я начинаю знакомстово с кинофестивалем и планирую идти в Дом Кино на "Мир призраков" Это экранизация культового андеграундного комикса с Торой Берч и Стивом Бушеми. Режиссер хороший, хотя в Америке фильм провалился, наши люди в восторге. В принципе, он уже закуплен для широкого проката, но все равно сходить стоит.
    Вечер: Фильм "Мир призраков" оправдал ожидания прогрессивной общественности. Две до крайности стебливые девушки-неформалки закончили колледж. Одна работает в кафе, другая все лето в принудительном порядке посещает мастер-класс по современному искусству (смешно невероятно). Как-то раз они решают разыграть человека по объявлению, а человек этот оказался Стивом Бушеми, милым, но заторможенным коллекционером джазовых пластинок. Вторая девушка им очень прониклась и решила найти ему подружку...
       Не знаю, кто там в Америке такие комиксы рисует, но фильм по жанру трагикомедия. Первая половина очень смешная, мне даже впервые за последние 10 лет сделали замешание посторонние зрители за то, что я слишком громко смеялся. А потом как-то все пошло погрустнее и полиричней, оказалось, что маргиналам все же нет места в современном американском обществе, одни огорчения у них, у бедных. Фильм исключительно рекомендую, кино до крайности хорошее. Тем более, что его режиссер сейчас снимает фильм "Плохой Санта" про то, как два бандита, ряженные Санта Клаусами, отправились грабить супермаркет, а встретили там маленькую девочку, которая потеряла родителей и стала портить бандюгам все планы. Продюсеры фильма - братья Коэны.
       Хочу спеть маленькую оду Дому Кино. Место чудесное! Во-первых, о нем мало кто знает, так что нет аншлагов. Во-вторых, огромный зал (1060 мест), так что всегда хватит билетов. В-третьих, билеты сравнительно недорогие (90 рублей). Но самое чудесное, что за эти деньги показывают два (!) фильма.
       Вторым оказался австрийский фильм с чудесным названием "Mein Russland" (то бишь "Моя Россия") некой дебютантки Барбары Грефтнер. Первые 15 минут я думал, что надо все же валить отсюда. У немолодой австрийской фрау проблема: сын познакомился с русской стриптизершей и собирается на ней жениться. Более того, в старушку Вену выписаны на свадьбу родственники с Украины в количестве четырех штук: мама - энергичная кудахчущая хохлушка, которая потрясла воображение фрау бесконечными банками с домашними солениями, 1,5 литровыми бутылками самогону и, главное, воблой; дядя - лысоватый, чуть заторможенный, энергично пьющий мужчина; бабушка - 96 лет, ничего не слышит, видимо, ничего не понимает, ездит на инвалидной коляске и пребывает в уверенности, что она на Васильевском острове; сын от первого брака - милый мальчик, шокирующий фрау тем, что, проголодавшись, лихо выпивает сырое яйцо и бежит дальше по своим делам. Фрау, увидевшая все это, страшно шевелила бровями, хлопала глазами, открывала рот, словом, демонстрировала культурный шок. Ее старперческого вида сожитель свалил к маме после первой же серьезной пьянки. Казалось, мамочка родная!
      Но сюжет фильма блистательно развернулся. Могу сказать, что он безумно смешной, очень человечный и вообще уникальный в том смысле, что впервые на Западе снимают вполне объективный фильм про русских. Залог успеха - действительно русские актеры (очень узнаваемые типажи) и отличная режиссура. Вопреки ожиданиям, русские не разносят спьяну весь дом в щепки, а фрау не гонит их поганой метлой. Наоборот, ближе к концу фильма она понимает, что они ей ближе и родней, чем противный эгоистичный сожитель. Да, они не подарок, но они живые и настоящие. Она даже специально заставляет их остаться, потому что без них никак. Исключительно рекомендую это кино, на фестивале оно проходило в программе "Большие надежды", что вполне справедливо. Этот крайне малобюджетный фильм, снятый ручной камерой в стиле "Догмы", действительно очень достойный дебют.
 

Среда, 26 июня 2002 года

      Сегодня я поставил свой маленький фестивальный рекорд: отсмотрел за день три фильма. Начнем по порядку. К 15:20 мы с Левоном поехали в Дом Кино на "Раскаленную субботу" нашего горячо любимого Александра Митты (для темных: это человек, который снял фильм "Экипаж" и написал великую книгу "Кино между адом и раем"). Еще накануне от добросердечной билетерши я узнал, что это будет закрытый показ только по приглашениям. Но эта чудесная женщина, оценив степень моего отчаяния от этой новости, пообещала меня провести по блату. Но, как и следовало ожидать, в решающий момент нужной женщины не оказалось, и на входе нас завернули. Чуть менее добрая тетенька прочла нам мораль, что, мол, нехорошо, а потом без проблем пропустила. Огромный зал был полон, главным образом там были кинозвезды 30-х годов с клюшками и вставными челюстями.  Вышедшая женщина сказала, что это мировая премьера и что Митта молод душой. На сцену вышел молодой душой Митта со съемочной группой, сказал, что сам полностью фильм еще не видел, что он выйдет в прокат только осенью, и что смотрите сами. Сидевшие сзади старушки-болтушки на мгновение утихли, а потом стали обсуждать внешний вид Митты, платья бабушек, сидевших на три ряда дальше, и прочую ерунду. Правда, фильм подействовал на них возбуждающе, на ударных моментах они шептали "Страсти-то, прости Господи" и "Матушка моя, да как же так можно-то". Утихомирить их было совершенно невозможно, да и неудобно, наверняка ведь заслуженные, а то и народные.
    Сам фильм чуть-чуть разочаровал. Понятно, что от Митты ждешь очень многого. Начал закручивать сюжет своего триллера он очень хорошо, зато потом... Закрутил так, что уже и зрителей начало колбасить и утомлять. Почти все герои оказались сволочами, сопереживать решительно некому, а количество поворотных точек достигло двух десятков. Хотя многие повороты придуманы мастерски. А вот музыка вяловата. И к тому же раздражение вызывала политическая подоплека, например, главный злодей в титрах обозначен просто и ясно - "Олигарх". В любом случае, посмотреть стоит. Митта все-таки...
     Фильмом номер два в этот день стала картина "Сделано в Исландии", сделанная действительно в Исландии. Фильм показывали в Музее Кино, где, как оказалось, почти все билеты стоят по 30 (!) рублей. В каталоге фестиваля была обещана шокирующая правда об исладских тинейджерах, но все оказалось куда спокойнее. Ну да, тинейджеры, ну да, пьют водку "Smirnoff", ну да, курят в туалете косяки и ругаются матом, нашли чем удивлять. Фильм наполовину документальный, то есть сцены из жизни подростков чередуются краткими интервью с ними. Зато радость приносил перевод. Сами юнцы разговаривают на родном языке, их речь в сильно сокращенном варианте появляется в виде английских субтитров, а русская переводчица худо-бедно переводила треть от английского подстрочника. Самый ступор у нее наступал, когда подростки начинали болтать о сексе, а когда речь зашла о сексе анальном, тут она вообще на несколько минут замолчала. А вообще фильм вполне обычный, вариация на тему "Деток" Ларри Кларка. Любопытно, но ничего особенного.
      Уже сильно под вечер имел место поход на "самый эротический фильм" фестиваля "Экстремальная любовь" итальянки Марии Мартинелли. Любовь действительно экстремальная, тем более что в главной мужской роли знаменитая порнозвезда Рокко Сифреди (он еще в свое время снялся в фильме "Романс"). Мария Мартинелли прославилась своим документальным фильмом "Гладиаторы" про работников порноиндустрии, а теперь с их помощью решила сделать триллер. Получилось очень даже неплохо, стильная картинка, замечательнейшая музыка, с особым оттягом сняты садо-мазохистские сцены. Сюжет, правда, на мой взгляд, в какой-то момент отошел на второй план, но кончилось все очень бодро. Порнозвезда Рокко Сифреди, искавший убийцу друга, почти весь фильм ходил туда-сюда и делал умное лицо (вполне успешно), но под конец ему все же дали заняться привычным делом и оторваться по полной. А дело свое он знает.
   Остается добавть, что показывали это дело в кинотеатре ЦДЛ, который тоже вполне мил. Дешевые билеты на самый дорогой сеанс стоят 130 рублей (по-божески), а по утрам вообще за полтинник кино кажут.  Очередей особых нет, зал был заполнен лишь на треть, так что вполне рекомендую.
 

Четверг, 27 июня 2002 года

      На этот день я решил слишком много фильмов не планировать, ибо намерен я был посмотреть новейший фильм Евгения Юфита, чьи короткометражные фильмы "Весна" и "Вепри суицида" показывались на Киновечере # 3 и вызвали крайне неоднозначную реакцию. Фильм Юфита "Убитые молнией" должны были показать всего один раз в Музее Кино в рамках фестивальной программы "Экзотика" (куратор - горячо любимый Алексей Медведев).  Я ожидал вполне сдержанный интерес к этому фильму, но сильно ошибся. Когда я, опаздывая на 10 минут, подошел к залу № 5, у двери стояла огромная толпа. Действительно огромная. В зал еще не пускали, стояла ужастная духота и давка, у человека, стоявшего рядом со мной, с волос медленно капал пот. "Эх, видел бы Юфит, как на его фильм ломятся", - сказал кто-то с бэджиком прессы. А я все думал, понимают ли эти безумные люди, на ЧТО они идут. Стало интересно, сколько же человек уйдет во время фильма. Наконец открыли другую дверь, и народ с почти революционными криками побежал туда.  Бедная билетерша еле сдерживала людской поток, было опасение, что выломают дверь. Наконец все зашли, расселись, многим пришлось сидеть на полу. На сцену (а точнее под экран вышло три человека: куратор Медведев, знаменитый бородатый продюсер Сельянов ("Брат-2", "Война" и др.), а также какая-то женщина. Медведев очаровательно улыбнулся и сказал: "Я очень рад, что собралось столько зрителей. Готовя программу, я думал: как же люди будут смотреть такое кино, как Юфита. Но тут я на днях видел, полный зал три часа подряд наблюдал за приключениями канадского эскимоса ("Быстрый бегун") , и понял, что такую публику ничем не пробьешь". Сельянов был по-военному краток и сказал, что новый фильм Юфита явно хуже "Быстрого бегуна", потому что длится только 87 минут, а не три часа. А в остальном зрелище вполне адекватное (публика нервно сглотнула). И вообще, добавил Сельянов, это такой этикет, что, мол, перед фильмом должны выйти его создатели и постоять. Вот он постоял, а теперь пойдет. Женщина оказалась исполнительницей главной роли и соавтором сценария. Она была совсем сдержана, сказала, что прокомментировать фильм никак не может, просит только, чтобы зрители постарались продержаться первые десять минут. А дальше будет легче. "Да, - оживился Медведев, - Должен сказать, что первые десять, нет, двадцать минут диалогов вообще не будет. Не волнуйтесь, потом они появятся и такие, что мало не покажется". На этой радостной ноте вся компания покинула зал, а зрители остались один на один с фильмом Юфита и своими страхами.
       Мне лично фильм "Убитые молнией" вполне понравился. Сильно лучше, чем "Серебряные головы". Я считаю, что в нашей стране, а может и в мире, сейчас нет людей, которые лучше Юфита работают с черно-белым изображением. Фильм безупречно красив, что бы не показывали: подводную лодку, питерские небережные или голых грязных мужиков на гниющих бревнах. Кстати, именно их и показывали первые 20 минут. Ну, не всегда на бревнах, а еще и на берегу невероятно красивой реки, в густом ковыле, в березовом лесу и в других живописных местах. Там они тихо ползали, ходили туда-сюда и странно приседали, словно собираются опорожниться. Я, чай, Юфита-то видал, поэтому и не надеялся на внятный сюжет, а любовался красотой и стильностью картинки. А вот менее подготовленные зрители напряглись. Впрочем, они верили Медведеву, поэтому за первую половину фильма ушло 7 человек (я посчитал). Потом, правда, траффик к дверям возрос, так что всего с фильма ушло 36 зрителей. Но могло бы сильно больше. Диалоги, кстати, потом действительно были, даже сюжет нарисовался. Довольно смешной, между делом. Чуть не забыл главную новость: случилось страшное. Юфит действительно зарядил в камеру цветную пленку. Правда, всего на пару минут, но все равно. А еще он освоил компьютер, в фильме есть очень смешная on-line конференции по антропологии. Но большинство зрителей не разделяло мои радости. После просмотра раздались негромкие аплодисменты и чуть истеричный смех. А виноват во всем журнал "Афиша". Это ж надо было такое написать про фильм некрореализма: "Юфит... снимает свой самый теплый, самый человечный фильм". И как рука не отсохла! Для Юфита-то он, может, и самый человечный, а вот для обычного человека... Понятно, почему туда столько народу завалилось.
 

Пятница, 28 июня 2002 года

      И снова я разленился и пошел только на один фильм. Зато какой! Еще первый раз ознакомившись с программой фестиваля, я понял, что обязательно надо идти на "Темные воды" Хидео Наката. Это великий японский человек, который снял знаменитый фильм "The Ring" невероятной страшности. В этот раз обещали зрелище не хуже. Билеты пришлось покупать сильно заранее, так как желающих посмотреть это кино было много, а мест в зале № 5 Музея Кино сравнительно мало. Я купил четыре, а потом два из них активно предлагал посетителям мультипортала. Но желающие нашлись только на один, поэтому второй я блистательно загнал у входа в Музей за 50 рублей (при номинальной цене в 30 рублей). Женщина, которой я продал билет, несколько раз потом подходила ко мне с благодарностями. Зал был переполнен сверх всякой меры, когда к зрителям вышел Алексей Медведев ("Темные воды" показывались в курируемой им программе "Экзотика") и сказал: "Сейчас вы увидите самый страшный и самый красивый фильм ужасов за последние 3, 5, 7, 10 лет (выбирете сами). На Берлинском кинофестивале на просмотре этого фильма зрители орали, как маленькие дети, когда их пугают Бабой Ягой. Я надеюсь, что вы будете кричать не меньше. Специально стараться не надо, не волнуйтесь, все получится само собой". После этой тирады Медведев быстренько убежал, оставив всех наедине с экраном, киномехаником, переводчиком и новым фильмом Хидео Наката.
Предсказания сбылись на 100 процентов. Не знаю, как там кричали на Берлинском кинофестивале, а в Музее Кино кричали звонко. Удивительное дело, вроде бы ничем таким режиссер не начинает пугать, зато создает невероятно напряженную атмосферу. Нервишки расшатывает. За счет страшной музыки и постоянных намеков на что-то  страшное зрителя доводят до такого состояния, что из него можно веревки вязать. Даже если бы в кульминационный момент на экране показали большой кукиш, люди все равно бы кричали от страха. Потому что к концу фильма даже люди с крепкими нервами неуверены в себе и боятся каждого шороха. Я, надо сказать, долго держался, зато потом... Поймал меня Наката на противоходе. После нескольких боевых пугательных эпизодов, где я держался, как мог, наступило затишье. Сидит девочка на полу и плачет о пропавшей маме, в воздухе пахнет финальными титрами. Ну, я расслабился, а тут как пуганет! Мало того, что я заорал на весь зал, так еще и взбрыкнул от испуга ногами, так что здорово стукнул по спинкам сидений впереди меня. Бедные зрители, которые там сидели. И так страшно, так еще какой-то маньяк сзади орет страшным голосом и в спину бьет. Короче, кино сильное, я где-то полтора часа потом в себя приходил. Хотя вот ведущему кинообозревателю сайта NaDosuge.ru показалось, что фильм не такой уж и страшный, что "Звонок" ("The Ring") намного страшнее. Ну, сколько людей, столько и мнений. Напоследок скажу, на смесь чего с чем похожи "Темные воды". Мне кажется, что фильм чем-то похож на "Королевство" Ларса фон Триера, на "Других" Алехандро Аменабара и на "Комнату страха" Девида Финчера. Компоненты смешайте, добавите немного японской мифологии и своих детских страхов. Несколько раз встряхните и подавайте на экран. Хотя так вкусно, как у Накаты все равно не получится.
 

Суббота, 29 июня 2002 года

      Дни японского кино в рамках ММКФ продолжались. На этот день был запланирован поход на фильм Ягути Синобу "Как рыбки в воде" в ЦДЛ. Были сведения, что это самый смешной фильм фестиваля, да и после "Темных вод" как-то хотелось развеяться. Кино оказалось отличнейшим, по градусу что-то среднее между "Американским пирогом" и "Амели", как бы кощунственно это не звучало. Пересказ сюжета вызывает оторопь: пять японских лузеров-старшеклассников решают заняться синхронным плаваньем, чисто женским видом спорта. Сперва им помогает беременная тренерша, потом корыстолюбивый китаец, в промежутке веселые трансвеститы (деньгами).  И правда очень смешно, а скорее даже весело. Весь фильм какой-то светлый и голубой (в хорошем смысле этого слова), как вода в японских бассейнах. Заряд бодрости на полдня после просмотра фильма гарантирован. Действительно очень душевное коммерческое кино, жаль, что у нас такого не снимают. Есть довольно большая вероятность, что это дело у нас закупят если не в кинопрокат, то хотя бы для видео. В Японии эта лента стала национальным хитом, будет здорово, если и у нас оценят. Так что если увидите, что где идет, посмотрите обязательно.
 

Воскресенье, 30 июня 2002 года

      Праздник заканчивался. Последний день кинофестиваля. Вариантов, на какой фильм отправиться в этот день, была масса. Особенно интриговал фильм Аки Каурисмяки "Человек без прошлого", но на него в Музее Кино билеты были раскуплены за четыре дня до сеанса. В итоге я решил осуществить свою старую мечту и посмотреть польско-японский фильм "Авалон". Если кто помнит, 5-6 февраля 2002 года в Москве проходил минифестиваль "Большие киноманевры", где должны были показывать хиты весенне-летнего проката. Тогда Добрый Кинокритик организовал спецпоход дубовых людей именно на "Авалон", суетился, заранее билеты покупал... А фестиваль скандальным образом накрылся. В кинотеатре "5 звезд" почему-то отключили свет, и все показы отменили. Было очень грустно...
      Но на Московском кинофестивале предпремьера "Авалона" все же прошла. Всего один сеанс в кинотеатре "Ударник" прошел достаточно бодро, хотя и без супераншлага. А Добрый Кинокритик сам стал клиентом барыги, какие-то журнецы, у которых были бесплатные служебные билеты, продали их нашему человеку весьма дешево, позволив сэкономить 60 рублей. Что приятно.
      Теперь о фильме. Его очень активно рекламируют как польско-японскую "Матрицу", есть предположение, что зал "35 мм", где это кино скоро будут показывать, пустовать не будет. Но убитым фанатам "Матрицы" следует быть настороже. "Матрица" ведь по сути очень простой и понятный фильм. Вот хорошие, вот плохие, вот реальность, вот ее иммитация. В "Авалоне" пласты реальностей наложены так, что пухнет голова. Первая реакция после конца фильма - Что Это было?! Тот случай, когда фильм заставляет сильно задуматься. Очень сильно. И, судя по всему, абсолютно правильного ответа не существует. Если Вы любите, чтобы все было объяснено и разжевано, лучше на фильм не ходить. Или сходить на первую треть. Вот это абсолютно безупречное кино. Безумно красиво, безумно стильно снято в стиле футуристической кинохроники Второй Мировой Войны. В целом, бесспорно рекомендую. Хотя в прокате фильм впечетляюще провалился (что делает его потенциальным кандидатом на участие в киновечере "Очень убыточное кино"), возможно, для вас он станет культовым. Я лично к этому близок.
 
 

Вот и все об этом фестивале. До встречи через год!



 




г Дубовый Народ, 2000-2003

Hosted by uCoz