Вечер # 4: "Очень убыточное
кино" (27 сентября 2002 г.)
Ни в коем случае не следует путать очень убыточное кино с очень малобюджетным.
Убыточное кино как раз очень высокобюджетно, а беда его в том, что
этот бюджет не окупается в прокате.
Итак, самые знаменитые коммерческие провалы, фильмы, принесшие многомиллионные
убытки, фильмы,
о которых не любят вспоминать их создатели, - на киновечере Доброго
Кинокритика "Очень убыточное кино"!
Программа вечера Четвертый киновечер Доброго Кинокритика состоялся в пятницу 27 сентября 2002 года в кинозале братьев Алексеевских. Всего на вечере ожидалось аж 23 человека, но, по доброй традиции, многие в последний момент не смогли прибыть. Не было на Киновечере некоторых ветеранов (Сергей Дмитриев, Наталия Клим, Артемий Котов), не сумели выбраться некоторые потенциальные новички (Мария Каратун, Алексей Бурцев, Илья Литкенс, Сергей Костына, Татьяна Щербина). Но, несмотря на такое большое количество недошедших, все же набралось 17 человек участников, среди которых были как опытные ветераны (Михаил Алексеевский, Лев Алексеевский, Мария Гаврилова, Никита Конопальцев, Ольга Рычагова, Константин Рычагов, Мария Рейкина, Зоя Рейкина, Антон Лысков, Андрей Мирошниченко, Сергей Шаповалов, Екатерина Александрова), так и многообещающие новички (Катерина Беднова, Вероника Голицина, Мария Устюжанинова, девушка Таня). Неожиданно скандальным стало появление на мероприятии Михаила Опимаха, который хоть и не посылал заявку, все же попал на киновечер волею судеб.19:00 - Сбор участников. 19:15 - Лекция Михаила Алексеевского "Плакали Ваши денежки...": к вопросу о типологии убыточного кино". 19:45 - Парад лузеров. Показ рекламных роликов к самым убыточным фильмам последнего времени. 20:00 - Основной показ. Фильм "Обезьянья кость" (Monkeybone), США, 2001. Режиссер: Генри Селик. В ролях: Брендан Фрэйзер, Бриджит Фонда, Вупи Голдберг. Бюджет - $75m, Сборы в США - $5.41m, Окупил бюджет на 7.2%, Убытки студии - $69.5m. 22:00 - Чаепитие, обсуждение фильма. 22:15 - Дополнительный показ. Фильм "3000 миль до Грейсленда" (3000 miles to Graceland), США, 2001. Режиссер: Дэмиан Лихтенштейн. В ролях: Кевин Костнер, Кристиан Слейтер, Дэвид Аркетт, Кортни Кокс, Курт Рассел. Бюджет - $62m, Сборы в США - $15.73m, Окупил бюджет на 25%, Убытки студии - $46.3m. 00:00 - Легкий ужин, обсуждение фильма. Хроника вечера
Как водится, Киновечер начался далеко не по расписанию, а с существенной задержкой. Зато уж потом все было очень оперативно и по графику. Конечно же открыл вечер доклад Доброго Кинокритика "Плакали Ваши денежки...": к вопросу о типологии убыточного кино". В своем докладе знатный киновед рассказал, что с самого своего зарождения кино было крайне дорогостоящим бизнесом, поэтому финансовый риск продюсеров всегда был очень велик. Среди знаменитых кинопровалов немого кино следует назвать новаторский фильм "Наполеон" (19..) Абеля Ганса и гениальный "Рождение нации" Томаса Гриффита. А одним из самых убыточных (и самых высокобюджетных) фильмов считается "Война и мир" Сергея Бондарчука. Добрый Кинокритик также рассказал, что иногда изначальный провал фильма помогает продюсерам сохранить свои деньги. Так, фильмы "Водный мир" и "Перл Харбор" были объявлены грандиознейшими провалами, хотя по итогам мирового проката оба фильма окупились. Вообще, чем выше бюджет, тем больше рискуют продюсеры (хотя в случае успеха прибыль также обычно значительней). Дубовый критик поведал собравшимся, как американские продюсеры стараются обезопасить себя от провала при помощи тест-просмотров и разумной пиар-компании. В качестве примера была поведана история о том, как Сергей Бодров-старший не слишком удачно поставил в Голливуде детский фильм про дружбу мальчика и коня, причем именно тест-просмотр сыграл тут поистине роковую роль. После доклада Доброму Кинокритику был задан вопрос, как все же продюсеру оградить себя от коммерческого провала. С грустной улыбкой организатор мероприятия признался, что универсального рецепта все же нет. И, скорее всего, быть не может.
После лекции начался показ фильма Генри Селика "Обезьянья кость" с Бренденом Фрейзером в главной роли. Все присутствовавшие могли увидеть картину, каждая минута которой принесла студии по 1 миллиону долларов убытка. Полет фантазии создателей фильма и их способность с масштабом профукать почти 70 миллионов долларов произвели большое впечатление на публику. Большинство зрителей очень высоко оценило картину, а американскую публику обвинило в тупости и заторможенности. Впрочем, нашлись и те, кому фильм категорически не понравился.
Во время небольшого перерыва желающие покурили и обсудили картину, а затем начался просмотр фильма Демиана Лихтенштайна "3000 миль до Грейсленда". Здесь ситуация резко поменялась. Большинству присутствовавших фильм скорее не понравился, несколько человек даже покинули просмотровый зал через 15 минут после начала. Но нашлись и те, которым кровавое кино про банду Элвисов очень понравилось. А сцена, где Кевин Костнер отвечает на вопросы теста о своей сексуальной ориентации, никого не оставила равнодушным.
После окончания показов часть публики разошлась по домам, а часть осталась, живо обсуждая проблемы окупаемости некоторых фильмов. Впервые за историю киновечеров пункт программы "Легкий ужин. Обсуждение фильмов" был по полной программе реализован. Закончилась приятная кухонная беседа о кино и смежных материях лишь под утро. По окончании Киновечера Дубовый Кинокритик признал его самым удачным за всю историю. Впрочем, с этим утверждением были согласны не все, некоторые резко раскритиковали показанные фильмы. Так или иначе, но Киновечер # 4 отошел в историю.
На показ на Киновечере # 4
претендовали...1. "Детоксикация" (D-tox). США, 2002. Режиссер: Джим Гиллеспи. В ролях: Сильвестр Сталлоне, Чарльз Даттон, Крис Кристоферсон, Том Беренджер. Бюджет - $55m, Сборы в США - $0m, Окупил бюджет на 0%, Убытки студии - $55m. Фильм, окончательно похоронивший карьеру Сильвестра Сталлоне. Потратив 55 миллионов на это кино, студия пришла в такой шок от результата, что даже не выпустила фильм в кинопрокат. А заодно и окончательно разорвала контракт со Сталлоне, которому больше не светит сниматься в крупных проектах.2. Город и деревня (Town and country), США, 2000. Режиссер: Питер Челсом. В ролях: Уоррен Битти, Настасья Кински, Дайан Китон, Голди Хоун, Энди МакДауэлл. Бюджет - $90m, Сборы в США - $6.71m, Окупил бюджет на 7.5%, Убытки студии - $83.3m. Ужасаюшее соотношение бюджета и кассовых сборов, 80 миллионов долларов ухнули, как в черную дыру. Фильм несколько раз пытались переделать и улучшить, 14 раз переносили премьеру, надеясь выгадать момент получше, но тщетно: комедия "Город и деревня" провалилась с оглушительным треском.
3. "Красная планета" (Red planet), США, 2000. Режиссер:
Энтони Хоффман. В ролях: Вэл Килмер, Кэрри-Энн Мосс, Том Сайзмор, Бенджамин Брэтт, Саймон Бэйкер, Теренс Стэмп. Бюджет - $75m, Сборы в США - $17.47m, Окупил бюджет на 23.3%, Убытки студии - $57.5m. Как-то две крупные голливудские студии почти одновременно выпустили фильмы про падение гигантского метеорита ("Столкновение с бездной", "Армагеддон"). Несмотря на конкуренцию, оба фильма сорвали куш. Тогда студии одновременно взялись за фильмы про Марс. Увы, трюк не удался. Сперва в прокате пролетела "Миссия на Марс", а затем с еще большим грохотом навернулась "Красная планета" (убытки больше 50 миллионов). Больше эти студии не конкурировали.4. "Погоня с дьяволом", (Ride with the Devil), США, 1999. Режиссер: Энг Ли. В ролях: Джуэл Килчер, Скит Ульрих, Тоби Магуайр, Джеффри Райт. Бюджет - $35m, Сборы в США - $630,78, Окупил бюджет на 1.8%, Убытки студии - 34m. Чертовски талантливый тайванец Энг Ли приехал в Голливуд, чуть не получил "Оскар" за фильм "Разум и чувства", не без успеха снял "Ледяной шторм" про сексуальную революцию 1970-ых, а затем взялся за фильм о гражданской войне в Америке. "Погоня с дьяволом" продюсерам не понравилась, картину выпустили в очень ограниченый прокат, а затем и вовсе объявили главным коммерческим провалом 1999 года. Анг Ли обиделся и уехал из Америки снимать фильм на китайском языке со странным названием "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". Ровно через год продюсеры "Погони с дьяволом" рвали волосы от досады и даже хотели выпустить этот фильм в повторный прокат. Но было поздно.
5. "Обезьянья кость" (Monkeybone), США, 2001. Режиссер:
Генри Селик. В ролях: Брендан Фрэйзер, Бриджит Фонда, Вупи Голдберг. Бюджет - $75m, Сборы в США - $5.41m, Окупил бюджет на 7.2%, Убытки студии - $69.5m. Синтез художественного фильма и мультипликации от автора легендарного мультфильма "Кошмар перед Рождеством" (продюсер - Тим Бертон). Фильм ожидался поклонниками жанра с нетерпением. Результат был настолько буйным по фантазии и неприличным по содержанию, что воспитанные американцы попрятали кошельки, и прокат фильма завершился с феерически отрицательным балансом почти в 70 миллионов долларов.6. "Счастливые номера" (Lucky numbers), США, 2000. Режиссер: Нора Эфрон. В ролях: Джон Траволта, Лиза
Кудроу. Бюджет - $65m, Сборы в США - $10.01m, Окупил бюджет на 15.4%, Убытки студии - $55m. Романтическая комедия с очарвательным разжиревшим Траволтой. Что может быть лучше? Видимо, много что. Поставив премьеру фильма на осень (это своего рода кассовый ад), студия окончательно лишила картину шанса окупить бюджет. Траволта, который за съемки в этом фильме получил один из своих самых крупных гонораров (33 миллиона долларов), вынужден был резко умерить аппетит.7. "3000 миль до Грейсленда" (3000 miles to Graceland), США, 2001. Режиссер: Дэмиан Лихтенштейн. В ролях: Кевин Костнер, Кристиан Слейтер, Дэвид Аркетт, Кортни Кокс, Курт Рассел. Бюджет - $62m, Сборы в США - $15.73m, Окупил бюджет на 25%, Убытки студии - $46.3m. Нежно любимый Добрым Кинокритиком режиссер Дэмиан Лихтенштейн, автор незабываемого трэша "Опиумный удар", раскрутил одну из студий на 60 с лишним миллионов, а также на Кевина Костнера, Дэвида Аркетта, Курта Рассела и Кристиана Слейтера. Все это добро было наряжено в костюмы Элвисов и замешано в кровавую баню. Закономерный итог - три четверти бюджета ухнули в никуда, а Лихтенштейн отправился снимать клипы.
8. "Остров головорезов" (Cutthroat island), США-Германия-Италия, 1995. Режиссёр: Ренни Харлин. В ролях: Джина Дэвис, Фрэнк Лангелла, Мэттью Модайн. Бюджет - $92m, Сборы в США - $11m, Окупил бюджет на 12%, Убытки студии - $81m. Фильм рекламировался как увлекательнейшая приключенческая сага с пиратами и пальбой, продюсеры были полны самых светлых предчувствий. А зря! С нетутошним упорством фильм прокатывали при почти пустых залах, а в закромах киностудии недосчитались 80 миллионов долларов. Итог: вот уже семь лет крупнобюджетные фильмы про пиратов не снимают.
9. "Скажи, что это не так" (Say It isn’t so), США, 2001. Режиссер: Джеймс Б. Роджерс. В ролях: Хитер Грэм, Крис Кляйн, Салли Филд, Ричард Дженкинс, Орнальдо Джонс, Эдди Цибриан. Бюджет - $25m, Сборы в США - $5.52m, Окупил бюджет на 22%, Убытки студии - $19.5m. Фильм близкого сподвижника братьев Фаррелли, известных фильмами со слегка стремным юмором ("Тупой и еще тупее", "Это все о Мэри"). Провал картины чуть не погубил карьеру талантливой актрисы Хитер Грэм. Спас девушку сравнительно скромный бюджет картины, ведь это значит, что и убытки всего-навсего 20 миллионов.
10. "Осмозис Джонс" (Osmosis Jones), США, 2001. Режиссеры: Бобби Фаррелли, Питер Фаррелли, Пит Крун, Том Сито. В ролях: Билл Мюррей, Молли Шаннон, Крис Эллиотт, Елена Франклин, Крис Рок, Лоуренс Фишборн, Дэвид Хайд Пирс. Бюджет - $75m, Сборы в США - $13.6m, Окупил бюджет на 18.1%, Убытки студии - $61m. Еще один мультнеудачник 2001 года. В то время как "Шрек" и "Корпорация монстров" брали банк, фильм про приключения внутри живота Билла Мюррея популярностью не пользовался. Не захотел народ смотреть супербоевик из жизни микробов, где храбрый лейкоцит на пару с синей таблеткой дают последний и решительный бой вредным вирусам. Что ж, бывает...
...НО ДУБОВЫЙ НАРОД ПРОГОЛОСОВАЛ ТАК!
Тридцать
очень убыточных фильмов последнего времени*Название фильма (Год) - Бюджет, Сборы в США, Окупил %, Убытки
1. Детоксикация / D-tox (2002) - $55m, $0m, 0%, $55m
2. Гори, Голливуд, гори / Burn, Holliwood, burn (1997) - $10m, $15,447, 0.15%, $10m
3. Погоня с дьяволом / Ride with the Devil (1999) - $35m, $630,78, 1.8%, 34m
4. Обезьянья кость / Monkeybone (2001) - $75m, $5.41m, 7.2%, $69.5m
5. Город и деревня / Town and country (2000) - $90m, $6.71m, 7.5%, $83.3m
6. Пришельцы в Америке / Just visiting (2000) - $40m, $4.78m, 11.9%, $35.3m
7. Остров Головорезов / Cutthroat island (1995) - $92m, $11m, 12%, $81m
8. Счастливые номера / Lucky numbers (2000) - $65m, $10.01m, 15.4%, $55m
9. Осмозис Джонс / Osmosis Jones (2001) - $75m, $13.6m, 18.1%, $61m
10. Турбулентность / Turbulence (1997) - $55m, $11.47m, 20.8%, $43m
11. Скажи, что это не так / Say It isn’t so (2001) - $25m, $5.52m, 22%, $19.5m
12. Красная планета / Red planet (2000) - $75m, $17.47m, 23.3%, $57.5m
13. Последняя фантазия / Final fantasy (2001) - $137m, $32.13m, 23.4%, $105m
14. Супернова / Supernova (2000) - $60m, $14.22m, 23.7%, $45.8m
15. 3000 миль до Грейсленда / 3000 miles to Graceland (2001) - $62m, $15.73m, 25%, $46.3m
16. Роллербол / Rollerball (2002) - $70m, $18.99m, 27%, $51m
17. Герой-одиночка / Last Man Standing (1996) - $67m, $18.13m, 27%, $49m
18. Поле битвы - Земля / Battlefield Earth (2000) - $73m, $21.47m, 29.4%, 51.5m
19. Титан после гибели Земли / Titan A.E. (2000) - $75m, $22.75m, 30.3%, $52m
20. Приключения Рокки и Булвинкля / Rocky&Bullwinkle (2000) - $76m, $26m, 34%, $50m
21. Все эти лошадки / All that pretty horses (2000) - $45m, $15.53m, 34.5%, $29.5m
22. Антитраст / Antitrust (2001) - $30m, $10.96m, 36.5%, $19m
23. Достать Картера / Get Carter (2001) - $40m, $14.97m, 37.4%, $25m
24. Судья Дредд / Judge Dredd (1995) - $90m, $34.7m, 38.5%, $55m
25. Маджестик / Majestic (2001) - $72m, $27.8m, 38,6%, $44m
26. Тринадцать дней / 13 days (2000) - $80m, $34.57m, 43.2%, $45m
27. Гонщик / Driven (2001) - $72m, $32.62m, 45.3%, $39.5m
28. Доказательство жизни / Proof of life (2000) - $65m, $32.6m, 50%, $32m
29. Легенда о Бэггере Венсе / Legend of Bagger Vance (2001) - $60m, $30m, 50%, 30m
30. Али / Ali (2001) - $107m, $58.18m, 54.4%, $49m* - Примечания: Данный список является не полным, а выборочным. Фильмы отсортированы по проценту окупаемости, некоторые цифры округлены. Цифры в графе "Убытки" нельзя считать точными, так как в таблице не учитываются сборы в неамериканском прокате, впрочем, как правило, фильмы, провалившиеся в США, за пределами этой страны имеют незначительные сборы или сразу выходят на видео.
г Дубовый Народ, 2000-2003