Оценка - Е Е Е Е +
Даже если Вы
не фанат творчества Вуди Аллена (что вполне можно понять, творчество этого
удивительно плодовитого режиссера зачастую достаточно однообразно), этот
фильм посмотреть явно стоит. Во-первых, это один из лучших фильмов далеко
не бездарного режиссера, а во-вторых, «Сладкий и гадкий» - это очень хорошая
трагикомедия, а в этом жанре удачи достаточно редки, слишком сложно удержаться
на грани между смешным и грустным.
Фильм выстроен
как псевдодокументальное повествование об одном из самых талантливых джазовых
гитаристов 1930-ых годов Рэе, роль которого блестяще исполнил Шон Пенн.
Время от времени в кадре появляются маститые историки джаза и джазовые
критики (среди них и Вуди Аллен, кстати, большой любитель джаза) и рассказывают
полулегендарные байки о знаменитом гитаристе и его похождениях. Дело в
том, что Рэй был не только гениальным гитаристом, но и, например, сутенером,
а также пьяницей и бабником. Любимый вид досуга тоже небанальный: стрелять
из пистолета в крыс на свалке и наблюдать, как едут грузовые поезда.
К женщинам
Рэй относился легко, пока не познакомился с очень красивой немой прачкой.
И не то чтобы прямо сам влюбился, напротив, сначала хотел сплавить другу,
потом хотел оставить, нередко обижал ее, но почему-то всегда и везде брал
ее с собой: смотреть на поезда, стрелять крыс на свалке… А потом как-то
утром сбежал. Оставил 500 долларов на тумбочке и сбежал, женился на красивой
писательнице (Ума Турман), продолжал играть музыку. Казалось, что немая
прачка так и останется эпизодом в его биографии. Но все вышло совсем по-другому.
В финале Вуди
Аллен переворачивает всю историю вверх дном, мастерски расставляя акценты.
Старомодная биографическая история оборачивается настоящей трагедией. Трагедией,
которая ведет к очищению и просветлению. После финальных событий Рэй записал
на пластинки все свои лучшие вещи, стал лучшим гитаристом планеты и исчез.
Просто куда-то пропал.
г Михаил
Алексеевский, 2000
г Дубовый
Народ, 2000-2003