Интервью с режиссером фильма
Михаилом Алексеевским
Корреспондент. Скажите, Михаил,
почему Вы решили снимать экспериментальный фильм, ведь все Ваши прежние
проекты, я говорю о "Тринадцатой квартире" (1994), "Расплате" (1996), были
сугубо жанровыми, коммерческими картинами?
Михаил Алексеевский. Да,
я много занимался жанровым кино, но авангардное, экспериментальное искусство
давно интересовало меня. Мне нравятся многие короткометражные работы питерских
некрореалистов, московских паралельщиков. Несколько лет назад я с большим
интересом ходил на фестеваль "Синефантом", авангард мне очень интересен.
К тому же авангардные фильмы, как правило, малобюджетные. Когда проект
моего брата "Белый колпак" столкнулся с трудностями, я решил, чтобы не
стоять на месте, снять "Механику".
Корр. Откуда такое название?
М.А. Я хотел в своем фильме
передать настроение ноября: голые ветки деревьев, черная земля - все это
напоминает что-то не живое, какой-то механизм. К тому же я снимал урбанистические
пейзажи, а в современном городе роль всевозможных механизмов вообще очень
важна, это я попытался отобразить звуковой дорожкой к фильму.
Корр. Кстати, о звуковой
дорожке. Фильм сопровождают странные шумы и однообразная мелодия на гитаре.
Что это было?
М.А. В "Темной механике
ноября" мы впервые решили полностью наложить звук, не оставив оригинального.
Чтобы не было срывов и пауз, мы со Львом, уже отсняв видеоматериал, в течении
пяти минут просто ходили вокруг метро и записывали разные шумы, обрывки
разговоров, музыку из палаток. Потом дома Лев наиграл на гитаре очень тоскливую
мелодию, мы совместили эти две дорожки, добавили звук будильника, который
можно слышать в конце картины. Получилась очень необычная звуковая какафония,
очень точно передающая настроение фильма.
Корр. Скажите, а лужа рвоты,
которую мы видим в фильме? Вы хотели шокировать зрителя?
М.А. Специально такой задачи
не ставилось. Но ведь из песни слов не выкинешь. Если под огромным
ТехноСуперменом в ноябрьской ночи есть лужа блевотины, мы не могли ее скрывать.
Корр. Ваш фильм показался
мне тягостным сном, вы пессимист?
М.А. Вовсе нет. Просто ноябрь
- самое мрачное время года.
Корр. А как насчет дальнейших
планов, снова будет какой-то авангард?
М.А. Вряд ли. Не хотелось
бы повторяться. Мне нравится "Темная механика" как фильм-настроение, но
он во многом несовершенен. Конечно же мы торопились. В целом, это скорее
учебный фильм. Сейчас я хотел бы снять тоже короткий фильм, но с четким
сюжетом. Именно фильм, а не набор красивых образов. У меня еще нет сценария,
но есть несколько интересных идей. Надеюсь до наступления нового тысячелетия
успеть снять еще один небольшой фильм. А там... видно будет.
Корр. Что ж, успехов Вам,
надеюсь, Вы скоро порадуете нас своей новой работой!
[Ноябрь 2000 года]
г Дубовый Народ, 2000-2003